Экскурсии на заводы «Открой Моспром»: как все устроено?

радио "Эхо Москвы" Культ столичности: новая промышленность

И. Виттель― Добрый день, это «Эхо Москвы», я Игорь Виттель, и как всегда это программа «Культ столичности: новая промышленность», посвященная новым веяниям в московской, иногда очень старинной промышленности. Ну, сегодня беседуем мы конкретно о проекте «Открой Моспром», и в гостях у меня Сергей Валынкин, генеральный директор компании «Айкрафт» (и другие спикеры. Подробнее по ссылке на программу радиостанции). Ну, и прежде чем мы говорим подробно о ваших предприятиях, давайте всё-таки поговорим о проекте «Открой Моспром». Насколько я понимаю, это такая вот система коммуникаций между московской промышленностью и почтенной публикой, которая включает в себя и бесплатные экскурсии, и квизы, и многие прочие разные казалось бы развлечения. Тем не менее, в общем, они несут какую-то цель. И, в общем, первый вопрос, который мне бы хотелось вам всем задать, а собственно какая цель лично для вас, каково целеполагание вот в этом проекте, чего вы хотите добиться? Ведь не просто же показать московским жителям, как замечательно работают ваши предприятия.

И. Виттель― Ну, и наш коллега из «Айкрафт». Вот тут мне уже интересно посмотреть, честно говоря, я не очень действительно сам, то есть, я готов представить. Ну, Московский тормозной завод понятно, что делают ювелирку у нас понятно, а вот с очками, что у нас есть собственное производство, вот тут мне бы самому было любопытно посмотреть. Пожалуйста, Сергей, расскажите нам о вашей компании. Потому, что для меня действительно вопрос российского производства, и что считают российским производством, очень открытый скажем так, и важный.

С. Валынкин― С удовольствием. Лучше показать Игорь. Мы, кстати ничего не продавали никому, но идея неплохая. Знаете, мы на самом деле, компания «Айкрафт» приняли участие в первый раз, в 2019 году. Мы тогда ещё не понимали какой-то конечной цели, и хотели просто показать, поделиться самым современным производством очков. Только представьте, что вот аналогичных производственных компаний, которые есть у нас, во всем мире не более 5-ти, и одна из них находится именно в Москве. Мы гордимся своим производством.

И. Виттель― Одну секундочку,  давайте тогда расшифруем «таких как». Чем отличаются эти компании от других?

С. Валынкин― Уровнем оснащения производственных роботов, роботизированное оборудование – раз, и автоматизация – два. Только представьте, что любой заказчик, в любой точке нашей страны, заказывая себе очки в любом из магазинов, при оформлении заказа его очки начинают изготавливаться уже ровно через минуту, как он это сделал. В Хабаровске оформили заказ, а наше производство через минуту, они уже начинают производиться. То есть, мы.

И. Виттель― Производиться что, линзы, или сами очки?

С. Валынкин― Линзы. То есть, мы берем линзы, мы их обрабатываем, в соответствии с данными клиентов, и устанавливаем их в ту оправу, которую так же выбрал наш покупатель.

И. Виттель― А самих оправ в магазине, в Хабаровске нету? Я просто пытаюсь понять логистику.

С. Валынкин― Логистика такая, что самая оправа так же представлена в магазине, но это больше как шоурум, как витрина. Вы приходите, выбираете оправу, данные этой оправы заносятся в нашу программу, туда же вносятся данные по вашему зрению, выбираем линзы для очков, которые необходимо установить, и у себя здесь в Москве метро Тульская, на производстве мы берем сырье, по сути это оправа, берем линзы, и обрабатываем.

И. Виттель― А линзы чьи?

С. Валынкин― Линзы Япония, Италия, Азия.

И. Виттель― То есть, своих линз российских у нас нету?

С. Валынкин― Нет, от слова совсем. Было производство стеклянных линз, но в 90-м году закрыли. По сути, мы в компании «Айкрафт», мы хотели в этом году, но скорее в следующем уже подойдем вплотную именно к производству линз на территории РФ. Это будет наше собственное производство линз.

И. Виттель― То есть, российская здесь только сборка.

С. Валынкин― Российская только сборка, совершенно верно. В России нет производственных компаний, которые производили бы линзы, их в принципе нет. Есть несколько компаний, которые пытаются производить оправы, но качество не отвечает абсолютно никаким требованиям, мировым стандартам, ничему.

И. Виттель― Ну, хорошо, то есть я, на самом деле, когда услышал о том, что у нас есть замечательная такая компания «Айкрафт», решил, что вы и оправы сами изготавливаете.

С. Валынкин― Оправы – наше контрактное производство, но не в России. Это наш бренд, мы его изготавливаем, мы делаем, но не на территории РФ, к сожалению.

И. Виттель― Понятно. Ну, хорошо, по крайней мере, хоть производство своё, рабочие места появляются. Мне кажется, это огромная проблема. А есть какая-то, вот на ваш взгляд, возможность заняться импортозамещением? Почему мы утеряли и стеклянные линзы, и, по-моему, так и не начали делать пластиковые. В чём проблема? Мы же делали прекрасные, например, объективы для фотоаппаратов, в советское время.

С. Валынкин― Абсолютно верно, стеклянная промышленность, она на высшем уровне, даже на сегодняшний день. А линзы из стекла делали, производили, но с появлением пластиковых линз, они утратили свою актуальность. Они более тяжелые, они бьются, травмоопасны, и так далее. Поэтому ушли в историю с полимерами. Полимеры, это Япония, в первую очередь именно там производятся все полимерные материалы, из которых далее производятся линзы. Почему утратило? Я думаю, по той же самой причине, почему у нас большая часть производств вот только сейчас начинает опять возрождаться, которые…

И. Виттель― Ну, мы можем их возродить, да? Вы же, вот вы говорите, что у вас высоко технологичная сборка. Может быть, мы можем так же, вот, там ваша компания, или ещё какие-то отчаянные первопроходцы, могут начать производить и линзы.

С. Валынкин― Я об этом и сказал, что мы планируем запустить производство линз в следующем году, здесь у нас в Москве. Мы хотели запустить в этом году, но в связи с пандемией не смогли до конца там с оборудованием определиться, и его импортировать. В следующем году я думаю, что мы запустим, и будем так же уже демонстрировать не только обработку линз, изготовление очков, а так же и производство самих линз непосредственно.

И. Виттель― Напоминаю, что это «Эхо Москвы», я Игорь Виттель, программа «Культ столичности: новая промышленность», и сегодня беседуем о проекте «Открой Моспром». Сергей Валынкин у меня в гостях, генеральный директор компании «Айкрафт (и другие спикеры. Подробнее по ссылке на программу радиостанции).  Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. Возвращаясь в студию, хочется у вас спросить, наверное, у Сергея всё-таки. Мы вот перед перерывом говорили об импортозамещении, о нём поговорим чуть позже, а вот о проекте «Открой Моспром», чуть подробнее. Приходят люди. Ну, там мы уже вам сегодня подали идею, Лаура вам подала, так что проценты ей о том, чтобы продавать в местах изготовления. Я думаю, что стоит об этом подумать, но дело не в этом, да? Вот приходят к вам люди, какого ваше целеполагание, узнать, что у нас есть российское производство, или как мы уже говорили о профориентации? Вообще, кадры в этой промышленности, в производстве у нас свои? У нас есть какие-то институты, которые готовят хороших специалистов не в области производства очков, но в области оптики хотя бы?

С. Валынкин― Знаете, вообще к нам на экскурсию приходят разные люди. Любознательные москвичи, гости столицы, школьники, причем студенты. Есть и люди постарше, кто пользуется очками непосредственно, да? Приходят семьями. Вы знаете, детям тоже особенно нравится у нас на экскурсиях, особенно когда начинают демонстрировать линзы, очки, линзы у которых невозможно разбить. То есть, берут молоток, и прямо молотком колотят, колотят, никто разбить ничего не может. Ну, такой интересный интерактив. Многие из посетителей заинтересованы с точки зрения профориентации. У Лауры были случаи, когда покупали, а у нас были случаи, когда после экскурсии шли в отдел кадров, с целью трудоустройства, было и такое.

И. Виттель― А не было такое, что после экскурсии приходили люди, и говорили: «Давайте мы купим ваше производство, или франшизу откроем». И прямо так из кармана, как в 90-е столь любимые Лаурой, значит доставали пачку денег. Такую вот котлету, как тогда говорили, сидели: «Так, я покупаю».

С. Валынкин― Беру на всё, да? На всё. Нет, не было, по крайней мере, я о таких случаях не слышал, да? Но часто, очень часто приходят именно те, кто уже пользовался нашей продукцией, продукцией компании «Айкрафт». У них интерес, они говорят: «О, теперь понятно, как это всё производится». Потому, что на первый взгляд, очки, которые мы носим, кажется ну, какие-то очки и очки, да? Но показать весь производственный цикл от начала до конца, и насколько кропотливо всё это делается, с какой ювелирной точностью. Многоэтапный процесс, он завораживает, и у людей какое-то другое отношение, другая ценность абсолютно к этим очкам возникает. Но, к сожалению, мы не можем принять за одну экскурсию больше 20-ти желающий, это такой у нас да, момент не очень хороший. И поэтому попасть на производство «Айкрафт» не всегда получается с первого раза. У нас, мы, к сожалению, ограничены именно по площади.

И. Виттель― А вот эти технологии, вот я хотел у вас просить. Что они дают? Экономию в цене, быстроту изготовления? Я понимаю, что мы сейчас говорим о создании рабочих мест иногда, но при этом мы понимаем, что роботизация производства и новые технологии как раз нас отправляют в известном направлении, то есть в сторону безусловного базового дохода. Как сейчас у нас уже одна партия внесла в Госдуму этот вопрос, по-моему. То есть, людей становится меньше нужно на производстве, а вот где оптимальный баланс, и что действительно даёт. Я могу вам привести простой пример. Я как-то в Японии, в магазине уже в рознице, не буду называть бренд, купил очки, которые проносил потом лет 10. Они абсолютно невесомые, и вот у них явная технология, я потом разбирался с этим. Вот технология производства какая-то абсолютно фантастическая, делают из очень продвинутых материалов, при этом очки ничего не весят, или изготовляются буквально там за несколько минут, там я понимаю. При этом, стоили они 100 евро в пересчете на деньги, то есть, в общем, для очков не дорого. Это вместе с линзами. Вот ваше производство, оно сравнимо? Можем сказать, да? У нас за счет внедрения технологии произошло удешевление себестоимости. За счет того, что у нас там розница не в самых допустим, я сейчас из головы. Вы, наверное, по-другому у вас идет мысль, в точках каких-то не самых популярных местах мы можем себе позволить продавать их дешево. Или вы не стремитесь занять дешевую нишу, и как вот Лаура говорила про премиальные бренды.

С. Валынкин― Да Игорь, я понял вопрос. «Айкрафт» не позиционирует себя как премиальный магазин. Наоборот, у нас собственное производство оправ, собственный бренд. Хотя это не в России, но мы размещаем заказы под собственным брендом, оправы. Линзы так же собственные, которые есть только у нас.  За счет этого мы снижаем себестоимость, плюс ко всему роботы, о которых я уже не один раз упомянул, позволяет нам снизить себестоимость именно по изготовлению, по сборке очков. Время производства одних очков на наших роботах, занимает всего 55 секунд. За счет этого, мы удешевили соответственно себестоимость производства, мы можем дать достойный продукт очкарикам в России. Хотелось бы немного затронуть такую тему, население России 140 там миллионов, плюс-минус человек, порядка 25%, это порядка 35 миллионов человек нуждается в коррекции зрения. При этом только у 15 миллионов, они даже не могут себе их позволить приобрести, эти очки. По какой причине? Потому, что очки стоят дорого. Ну, вообще, «Айкрафт» занимает на сегодняшний день лидирующую позицию в России. Каждые седьмые очки для коррекции зрения, которые покупаются либо продаются в России, это производство нашей московской компании «Айкрафт». Итак, если вернуться обратно к стоимости, мы понимаем, что в небольших городах и селах часто просто не хватает магазинов оптики, да? Поэтому, развитие собственного оптического производства очень необходимо, это позволяет, как я говорил, снизить цену на этот социально значимый товар, в том числе способствует достижению целевых показателей национального проекта здравоохранения.

И. Виттель― Ну, об этом мы поговорим, я так думаю, в одной из наших следующих передач, у нас еще много эфиров впереди. Надеюсь, и эти гости у нас тоже появятся в студии. Напомню, что это была программа «Культ столичности: новая промышленность» на «Эхе Москвы», и я, Игорь Виттель. А в гостях у меня были Сергей Валынкин, генеральный директор компании «Айкрафт» (и другие спикеры. Подробнее по ссылке на программу радиостанции).

Ну что ж, а прежде чем попрощаться хочу вам сказать, товарищи, мойте руки, соблюдайте социальную дистанцию, носите маски, и главное, прививайтесь, прививайтесь, и ещё раз прививайтесь. Всего вам доброго, удачи в делах, берегите себя.


Дата: 04.06.2021